Содержание:


Очень многих родителей не устраивает то, как едят их дети. 6-месячный малыш отворачивается от ложки с прикормом, годовалый висит на груди вместо того, чтобы съесть приготовленный мамой обед, а 2-3-летний не желает сидеть за столом. Что-то не так с детьми — или родители неправильно представляют себе питание ребенка? Современный взгляд на вечную тему кормления детей.

Питание ребенка

"Очень мало ест, прямо беда. Ни уговоры, ни мультики не помогают".
"Наш очень привередливый. Ест только определенные продукты, а я переживаю".
"Под мультики съедает гораздо больше и быстрее! Без них ковыряется, ест немного и говорит, что наелся".
"Наш шилопоп не может долго усидеть за столом. Подбежит, съест две ложки и идет по своим делам".

К содержанию

Питание ребенка: чего ожидают родители и как устроен детский организм

С какими ожиданиями родителей по поводу питания мы встречаемся чаще всего? Картина примерно такая: мама готовит разнообразную полезную пищу, которую ребенок с удовольствием и благодарностью съедает строго по графику. Причем делает это очень аккуратно, последовательно и быстро. И главное — ребенок съедает много: тарелку супа, второе, салат и компот. Если речь о малыше, который ест прикорм, количество и состав съеденного соответствуют схеме прикорма, выданной в поликлинике.

Но в реальности дети ничего не хотят знать про схемы, нормы, режимы и баланс КБЖУ (калории, белки, жиры и углеводы). Они едят так, как диктует им их особенный, ни на кого не похожий организм. Они слушают сигналы голода и насыщения — единственно верные ориентиры!

Но родители не могут пустить на самотек такую важную и эмоционально заряженную тему. Ведь если не заставлять и не контролировать, ребенок уморит себя голодом, заболеет или будет есть лишь печенье — и тоже заболеет. У взрослых очень много страхов!

Еще один момент, который мешает родителям увидеть реальные потребности детей, — странная уверенность в том, что у взрослого и ребенка аппетит одинаковый, что ребенок должен съедать столько же и что меню должно быть таким же. Например, ребенок обязательно должен есть суп или салат. Но обмен веществ у взрослых и детей отличается.

Мы намеренно не будем приводить таблицы и схемы, потому что верим в уникальность потребностей вашего ребенка. Есть всего два ориентира — голод и насыщение. Если научиться слушать эти сигналы, большинство проблем с питанием исчезнут, и каждая трапеза перестанет напоминать войну, а будет дарить радость и удовольствие от еды и общения.

К содержанию

До какого возраста кормить ребенка грудью и когда вводить прикорм

С питанием новорожденного все просто — материнская грудь выдается по требованию (поисковые движения, причмокивание, попискивание), кормление частое и продолжительное. Если вы испытываете трудности с организацией грудного вскармливания, обратитесь за помощью к консультанту по ГВ.

ВОЗ и ЮНИСЕФ составили рекомендации по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста. Они заключаются в следующем:

  • раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
  • исключительно грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни;
  • введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и более.

До шести месяцев ребенок не должен получать ничего, кроме материнского молока или смеси: кишечник крохи не готов к переработке чего-то, отличного от грудного молока. Сок, вода, компот, желток, пюре, отвары, каши могут навредить здоровью малыша и точно не принесут пользы.

В возрасте шести месяцев ребенок условно считается готовым к введению прикорма. Но нам хочется обратить внимание на то, что вводить прикорм стоит исключительно при наличии у ребенка пищевого интереса. Пищевой интерес — это настойчивое желание добыть еду и попробовать ее.

Если ребенок не проявляет интереса к еде, не спешите с введением прикорма. Скорее всего, малыш физически или психически не готов. У некоторых деток пищевой интерес просыпается в семь-восемь месяцев или ближе к году.

Берите ребенка с собой за стол, чтобы он видел, как едят взрослые, и мог проявить свой интерес к столовым приборам или еде. Не настаивайте на том, чтобы он ел. Помните: прикорм в этот период носит ознакомительный характер, а все энергетические и иные пищевые потребности ребенок удовлетворяет молоком или смесью.

Мы рекомендуем схему естественного прикорма, когда ребенок получает микродозы пищи со взрослого стола. Подробно вопросы естественного прикорма можно обсудить с консультантами по грудному вскармливанию и консультантами по прикорму.

К содержанию

Откуда берутся нормы введения прикорма

Если вам не подходит естественный прикорм и вы решили давать ребенку детское питание в виде гомогенизированных пюре и каш, обратите внимание на следующий важный момент. Введение прикорма часто связывается с понятием "норма". Педиатр выдает маме схему, где расписано, сколько граммов какой пищи на какой неделе прикорма ребенок должен съесть.

Откуда берутся эти нормы? Об этом нам расскажет испанский педиатр Карлос Гонсалес: "Обычно потребности определяются не по среднему для популяции значению, а по двум типичным отклонениям выше среднего, округленным (обычно в сторону завышения), чтобы получилось красивое число.

То есть когда говорят, что человеку нужно 300 мг витамина Х в день, это значит, что, по мнению экспертов (как правило, речь идет не о знании, а именно о мнении), 97,5% популяции нуждается в меньшем его количестве.

Официально вместо „потребности“ употребляется другое название — „рекомендуемая суточная норма потребления“. В повседневной же речи мы говорим: „Взрослому человеку необходимо 300 мг витамина Х в сутки“ — как если бы речь шла о минимуме. Но правильнее было бы сказать: „Подавляющему большинству взрослых необходимо меньше 300 мг витамина X“".

Было бы странно думать, что взрослый человек каждый день в течение жизни съедает определенное количество пищи через строго определенные промежутки времени: на завтрак — строго 200 г каши, на обед — 300 мл супа и т.д. Объем порций зависит от физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, настроения, времени года, самочувствия и иных причин.

Попытка впихнуть в ребенка указанное в таблице прикорма количество пищи часто запускает возникновение букета проблем. А все потому, что в реальном мире ребенок не соответствует приблизительной и единой для всех схеме.

Смысл введения прикорма — не накормить, а познакомить ребенка со взрослой пищей. Это знакомство длится примерно до полутора лет и постепенно превращается собственно в питание. В этот период ребенок уже способен подавать сигналы голода и насыщения, сам знакомится с этими сигналами своего организма, учится их проявлять и удовлетворять.

Почему дети после года так мало едят

К содержанию

Почему дети после года так мало едят

На втором году жизни у многих детей резко снижается аппетит. Дело в том, что по сравнению с первым годом жизни рост ребенка существенно замедляется; соответственно, снижается потребность в пище. Это порой расстраивает родителей, привыкших к тому, что ребенок уплетает за обе щеки.

На самом деле снижение потребления пищи нормально. Объем детского желудка примерно равен размеру его кулака. Вот и представьте, какую часть этого объема занимают, скажем, половина банана, тарелка каши или три печенья! Небольшой размер желудка не позволяет долго чувствовать сытость, поэтому между трапезами проходит два с половиной — три часа. Лучше питаться понемногу, но часто: подготовить быстрые полезные перекусы, снеки, брать еду в дорогу.

На втором и третьем году жизни ребенок проживает период неофобии — боязни всего нового, в том числе в еде. Малыш начинает "привередничать": не ест определенный продукт или продукт с какими-либо свойствами: красный, пюреобразный, желеобразный и т.д. (Так работает эволюционный механизм защиты подросших малышей, которые уже в состоянии съесть незнакомые ягоды или грибы, но еще не умеют определять, годятся ли они в пищу.)

Не стоит настаивать и активно предлагать такую еду. Если ребенок уже умеет говорить, можно обсудить с ним, что конкретно ему не нравится в пище, чем она его пугает, — позвольте ему проговорить свой страх. Если вся семья будет употреблять эти продукты при ребенке, со временем и он начнет их есть.

Часто снижение аппетита связано с тем, что с ребенком происходит что-то важное: режутся зубки, идет активное освоение речи, ребенок учится пользоваться горшком и пр. Не стоит добавлять стресса еще и насильственным кормлением.

К содержанию

Пищевые эпохи

Также родителям важно знать, что такое пищевые эпохи. Наверняка вы заметили, что бывают периоды, когда ребенок ест только макароны или испытывает непреодолимую тягу к сливочному маслу. Дело в том, что дети хорошо чувствуют сигналы своего тела, инстинктивно удовлетворяя потребности в том или ином веществе.

То есть в один период ребенок тратит много энергии — и ему нужны углеводы, в другой проживает скачок роста — и ему требуется белок, в третий происходит активный рост и развитие мозга — увеличивается потребность в жирах и углеводах. Мы не всегда можем угадать причину, но можем довериться ребенку в выборе продуктов. Поэтому необходимо как можно спокойнее относиться к тому или иному его предпочтению.

К содержанию

Нормальное пищевое поведение ребенка 3 лет

Если на протяжении первых лет жизни к ребенку не применялось пищевое насилие, примерно к трем годам малыш становится полностью самостоятельным в вопросах питания: он осознает голод и удовлетворяет его доступной пищей или оповещает об этом взрослых, самостоятельно ест (бывают исключения, прямо не связанные с питанием), чувствует насыщение и прекращает есть независимо от того, сколько съедено, сколько осталось и какую пищу он ест.

В случае применения насилия за столом у ребенка нет возможности осознавать сигналы своего организма. Как он может почувствовать голод, если его кормят по расписанию, опережая чувство голода? Как он поймет, что такое сытость, то есть сигнал, что надо остановиться, если его продолжают кормить насильно, обманом, уговорами, когда он уже явно дал понять, что наелся?

Неудивительно, что к двум-трем годам, когда ребенок может реально сопротивляться насильственному кормлению, он отказывается от всего, что ему предлагают. К тому же он чувствует, как сильно переживают взрослые о его питании, а значит, у него появляется поле, где он может контролировать родителей, отказываясь от еды и привередничая.

Под насильственным кормлением мы подразумеваем не только агрессивное кормление, когда ребенку запихивают в рот еду. Насилием считаются даже такие способы, как уговоры, мультики, игры и развлечения за столом, применяемые с целью отвлечь ребенка и накормить против его воли.

Насильно кормя ребенка "ради его здоровья", вы наносите ему непоправимый вред. Когда малыш сконцентрирован на чем-то другом во время еды, пищеварительная система не приходит в состояние готовности к перевариванию еды. Желудочный сок начинает выделяться только в ответ на вид и запах аппетитной пищи, на желание ее съесть, а вместо этого ребенок смотрит мультик и механически открывает рот.

При таком кормлении он не научится слышать сигналы голода и насыщения, что впоследствии может привести к перееданию и другим расстройствам пищевого поведения.


К содержанию

Как научить ребенка аккуратно есть

Отдельно хочется поговорить о поведении ребенка за столом — это еще один повод для беспокойства родителей.

В период введения прикорма большое значение имеют игры с едой. Ребенок познает мир всеми доступными средствами. Пищу он стремится не только съесть или понюхать, но и пощупать, размазать, разломать, раскрошить, разлить — так он по-настоящему знакомится с едой, делает ее для себя понятной и привычной.

Конечно, взрослых раздражает такое поведение за столом. Для удобства можно разделить прием пищи и ее изучение: как только ребенок перестал есть и начал играть с едой, его можно пересадить из-за стола на пол и дать небольшую порцию еды для изучения.

Дети едят неаккуратно, с этим лучше смириться. Умение пользоваться столовыми приборами — сложный навык, который не появляется мгновенно и без множества ошибок. А вот правилам этикета можно обучать на собственном примере: если мы ежедневно пользуемся вилкой, салфеткой, желаем друг другу приятного аппетита, вместе садимся за стол, для ребенка это постепенно станет естественным, его не придется специально ни к чему приучать.

Еще один момент, который часто вызывает замешательство у взрослых: в возрасте до четырех-пяти лет дети не могут усидеть за столом, ерзают, ползают, убегают, прибегают. Им трудно долго сохранять неподвижность, удерживать внимание на одном объекте. Утолив острый голод, они переключают внимание на другое занятие. Это нормальное поведение, не стоит за него ругать.

К содержанию

Как кормить ребенка правильно?

  • Не заставляйте ребенка есть, не торопите, не зацикливайтесь на том, сколько и чего он съел. Напоминайте себе, что не можете наверняка знать, насколько ребенок голоден.
  • Задавайте ребенку вопросы: "Чего бы ты хотел сейчас съесть? Ты голоден? Чего хочет твой животик? Ты хочешь холодного или горячего? Твердого, мягкого или жидкого?". Эти вопросы помогут малышу научиться слушать сигналы своего организма.
  • Если вы заставляли ребенка есть, уговаривали, принуждали, а потом решили изменить стратегию, будьте готовы к тому, что ему потребуется время (несколько месяцев), чтобы поверить в то, что от него отстали, и начать прислушиваться к сигналам своего организма. Наберитесь терпения.
  • Обязательно садитесь за стол с ребенком, введите традицию совместных трапез. Это простой и очень эффективный способ сформировать у малыша здоровое представление о пище как о важной части жизни, ввести пищевые привычки, научить правилам поведения за столом. Нужно делать это на собственном примере, а не через понукание, принуждение и нотации.
  • Если вы чувствуете тревогу за то, сколько и какой еды ребенок съел, постарайтесь выяснить ее глубинные причины, поработать со своими установками. Если ребенок активный, бодрый и здоровый на вид, с его питанием все в порядке. Если вы продолжаете беспокоиться, попробуйте вести пищевой дневник (не менее 14 дней) — вы наверняка увидите, что на протяжении двух недель ребенок в среднем получает достаточно пищи и полезных веществ.